ГАПОУ "Оренбургский колледж экономики и информатики" - Методические материалы по трудоустройству
Версия для слабовидящих

Методические материалы по трудоустройству

Вряд ли найдется хотя бы один успешный человек, который добился успеха без преодоления трудностей.  Они могут быть самыми разными – одни появляются сами по себе, другие создают люди. Мы начинаем серию публикаций о трудоустройстве и построении карьеры на конкретных примерах преодоления различных препятствий. О том, что предпринять в той или иной ситуации, вам расскажет директор по развитию Центра развития карьеры AimToAction Павлова Арина.

Сбор информации
Прежде всего, необходимо узнать, как проходит конкурсный отбор. Некоторые компании свободно пишут об этом на своих корпоративных сайтах, другие скрывают за семью печатями. Если вы не нашли необходимой информации, то стоит прибегнуть к одному из следующих способов:
– Посещать ярмарки вакансий и карьеры, на которых эти компании имеют выставочные стенды. Там вы сможете пообщаться с представителями и задать все терзающие вас вопросы, заполнить анкету или оставить принесенное с собою резюме. Нелишним будет посетить презентации таких компаний – как правило, они охотно их проводят и достаточно подробно рассказывают о «точках входа» и о том, как построить карьеру во время работы;
– С теми же целями посещать «дни открытых дверей». Как правило, они проводятся либо в ведущих вузах, либо в самой компании. Молодежь сегодня инициативна, поэтому, думаю, попасть на территорию чужого вуза вам будет несложно. При этом постарайтесь пообщаться с «коллегами» – некоторые ни по одному разу пробуют свои силы, поэтому могут рассказать о «подводных камнях» – о том, что не рассказывают и никогда не расскажут представители компании;
– «Коллег» можно найти и на различных форумах, посвященных работе;
– Поспрашивать знакомых. Часто находятся люди, которые работали/работают/пытались попасть туда. Неформальная информация часто бывает более полезна.
Затем необходимо изучить  требования к кандидатам. Понятно, что в вашем резюме нет строчки о брендовом вузе, но «проработайте» другие требования. Если речь идет о наличии лидерских качеств, продумайте, где и как вы их проявляли – об этом мы поговорим чуть ниже. Также обязательное требование – знание английского языка.
 
Готовьтесь  к тестам
После того, как сбор информации закончен, пора заполнить резюме или отправить анкету (зависит от требований конкретной компании).
Пока ваше резюме или анкета рассматриваются, вы можете порепетировать выполнение тестовых заданий. Часто они в свободном доступе есть на корпоративном сайте. Только стоит иметь в виду, что реальные задания будут намного сложнее тестовых, и если на сайте написано, что это аналог – не верьте, это не так. Поэтому, если вы не справляетесь уже сейчас, во время так называемой репетиции, то не стоит думать, что при выполнении реального задания к вам сойдет озарение, и вы все сделаете. В этом случае тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь… В интернете можно найти множество таких тестов, главное – захотеть и приложить усилия. Если же тестовые задания вы щелкаете как орешки, себя, конечно, нужно похвалить, но расслабляться не стоит. Время, к сожалению, играет против вас. Я знаю, что в одной такой компании на выполнение 18 заданий дается 20 минут, т.е. 1 минута и 10 секунд на одно. При этом задания нужно выполнять друг за другом – нет возможности оставить сложное или непонятное на потом и вернуться.
Стоит иметь в виду, что хорошее (а еще лучше – свободное) знание английского языка, возможно, придется продемонстрировать уже во время тестирования. Некоторые вопросы могут быть именно на иностранном языке, помимо этого, они будут содержать названия специальных терминов, например, математических методов, экономических показателей и т.п., незнание которых не позволит решить данный вопрос вообще.
 
Подайте себя правильно
Подготовьте самопрезентацию. Как уже было сказано выше, ярко выраженные лидерские качества – одно из обязательных требований. Продумайте, в каких ситуациях вы выступали лидером, когда брали на себя ответственность за проект, группу и т.п., что вы делали в случае неудачи и т.п. Ваша цель – на примерах показать, что вы действительно обладаете этими качествами. Не забудьте и о «ложке дегтя» – если будете нахваливать себя сверх меры, то работодатель может подумать, что налицо завышенная самооценка. И вообще, кандидаты, которые говорят, что у них нет недостатков (или неудач) выглядят проигрышно – идеальных людей не бывает. Главное – обязательно объясните, какие выводы вы сделали из своих ошибок, или как вы боретесь со своими недостатками. Кстати, многие говорят, что в силу молодости или минимального профессионального опыта, у них нет ошибок или недостатков. Это не всегда так. Конечно, сложно себя ругать, но найти небольшие «изъяны» можно всегда.
Один кандидат рассказал такую историю. В вузе они участвовали в олимпиадах и рабочая группа, лидером которой он был, с блестящим результатом выиграла первый турнир. Дальше у них началась «звездная болезнь» и ко второму турниру не подготовились – решили, что смогут сымпровизировать. Во время презентации проекта, он… забыл, с чего нужно начать выступление, от этого факта начал нервничать еще больше, и во рту образовалась, как говорят логопеды, «каша». Чтобы справиться с ситуацией, ему потребовалась несколько минут, и он не смог выступить так хорошо, как мог, если бы подготовился. В итоге они блестяще провалились. Мораль, которую вынес данный герой из этой истории, была такова: единожды добившись успеха нельзя расслабляться, всегда нужно продолжать работать – ведь конкуренты тоже не дремлют, а в данном случае этот человек подвел не только себя, но и всех участников команды. В командной работе такое вообще недопустимо.
Если вы вспомните похожий пример из своей практики и обязательно объясните, какие выводы были сделаны, чтобы больше никогда не повторять подобных ошибок, человек проводящий собеседование отметит этот пример вам в плюс.
И, наконец, не отчаивайтесь, если с первой (второй, третьей) попытки не получилось пройти тест или по результатам заполненной анкеты (отправленного резюме вам) не перезвонили. Возможно это испытание, которое  вам стоит пройти, или это… не ваша компания.  Тогда ищите свою!